«The trouble with Steve Jobs» («Проблемы со Стивом Джобсом») Это — название одной из многих газетных статей посвящённых трудному характеру Стива (от журнала Fortune). Когда преподавателя менеджмента Стэнфордского Университета Роберта Саттона попросили прокомментировать это название, автор бестселлера The No Asshole Rule, сказал: "Как только люди услышали, что я написал книгу про мудаков, они стали приходить ко мне и рассказывать историю Стива Джобса. Люди в Силиконовой Долине боятся Джобса до чёртиков. Он выводил людей из себя, он доводил их до криков и плача”.
Такую репутацию Стив заработал с самых первых лет в Apple. Уже в 1981 руководитель проекта Macintosh Джеф Раскин написал служебную записку президенту Apple Майку Скотту с жалобой на Стива, называя его несносным ребенком, который, казалось, питает интерес к разработанному Раскином проекту. В этой служебной записке говорилось:
1. Джобс регулярно пропускает встречи;
2. Он действует, не обдумывая заранее свои поступки;
3. Он безучастен в критические моменты;
4. Джобс часто действует, опираясь исключительно на свои личные предубеждения;
5. Пытаясь быть хозяином, он принимает абсурдные и расточительные решения;
6. Он не слушает и постоянно перебивает других;
7. Он не сдерживает своих обещаний и не выполняет поставленные обязательства;
8. Он самостоятельно принимает решения, не советуюсь с начальством;
9. Чрезмерно оптимистичен в суждениях;
10. Джобс постоянно безответственен и невнимателен.
Имели место несколько случаев, когда Стив в приступе гнева увольнял работников по самым мелочным причинам. Самые известные (и, что вероятно, — преувеличенные) тому примеры: увольнение служащего лифта в кампусе Apple и увольнение служащего за то, что тот принёс Джобсу минеральную воду не той марки; однажды Стив назвал перспективную сотрудницу девственницей (этот пример описывается в фильме «Пираты Силиконовой долины»).
Печально известный заносчивый характер Стива не раз портил важные деловые отношения. Он уволил Раскина, когда узнал о написанной тем служебной записке руководству. Он сделал так, чтобы соучредитель Pixar Альви Рей Смит покинул компанию после их серьёзной ссоры: Алви постоянно высмеивал компанию NeXT, а Стив, в ответ, высмеивал юго-западный акцент Алви. Он сорвал жизненно важный для будущего компании NeXT контракт с IBM, только потому, что не захотел подписывать документ объемом больше десяти страниц.
Страх и ненависть в Купертино: конспирация и секретность в Apple.
Сотрудники Apple прекрасно знают о весьма неоднозначной репутации своего босса. В блоге о сплетнях и новостях Силиконовой Долины Valleywag один бывший сотрудник компании Apple писал: “С ним никто не здоровается. Низшие чины вообще его боятся. Я помню, он как-то раз шёл по улице, а толпа просто расходилась в стороны, чтобы дать ему дорогу”. На том же блоге есть записи другого сотрудника: “Паранойя сотрудников компании прямо пропорциональна их близости к One Infinite Loop” (офису Джобса). Служащие всегда настороже. Они знают, что некоторые ошибки не будут прощены: “Если бы вы спросили своих сотрудников: «Можно послать email, или передать этот отчёт?», люди бы ответили: «Делай что хочешь, это твой последний день в Apple». Они всегда осторожны в разговоре с Д.С. — друзьями Стива (F.O.S.-Friends of Steve), ведь эти люди весьма хорошо с ним знакомы. Ну а к святыне Стива – доске в его офисе, никто не имел права даже и близко подходить, даже члены высшего руководства.
Однако больше всего сотрудники Apple трепещут перед культом секретности компании, который является детищем Стива. Во времена NeXT он практиковал введение правил молчания, своеобразной омерты, как в Сицилийской мафии; работники, поступающие на какую-либо должность, до самого последнего момента не видели машины, с которой им придётся работать. Это называлось термином “мост веры” – верой в объективную неопределённость. Когда Стив вернулся в Apple, компания постоянно «кормила» прессу и бизнес-партнёров информацией о готовящихся проектах. Так продолжалось долго, до той самой минуты, как он взял в свои руки бразды правления. Над своим столом он повесил плакат времён Второй мировой с надписью: «лишнее проронишь – корабли потопишь» (“Loose lips might sink ships”). Этим он дал всем понять, что тот, кто будет болтать для прессы, – вылетит из компании.
Такого неординарного подхода в Apple не стыдятся. Топ-менеджер компании Джон Рубинштейн как-то говорил: "У нас ячейки, прямо как у террористических организаций! Каждый знает только то, что ему положено знать, не больше"; ведь секретность — неотъемлемая часть маркетинговой стратегии Apple. Слухи, которые начинают расползаться ещё за несколько месяцев до выпуска продукта, становятся отличной бесплатной рекламой, тем более что в наши дни такие слухи сразу же становятся достоянием средств массовой информации.
Принимаются любые меры, чтобы работники не знали слишком многого. Инженеры по программному обеспечению работают за большими коробками, а инженеры по «железу» никогда не видят ПО на созданных ими машинах. Всего менее дюжины людей видели прототип iPhone до того, как Стив представил его публике на Macworld в 2007 году; учитывая то, сколько людей было задействовано в его создании, это – восхитительное достижение! В недавно опубликованной статье в газете Times писали, что “руководство часто подкидывает дезинформацию в один из отделов, чтобы затем проследить утечку. Сотрудники, работающие над особо важными проектами, проходят через многие уровни безопасности. Когда они находятся на своём рабочем месте, за ними ведется видеонаблюдение, и они обязаны накрывать приборы чёрными настилами или включать предупредительный красный сигнал, когда эти настилы сняты”. Ходят слухи, что в кампусе Apple, Стив иногда берёт iPhone первого попавшегося сотрудника, и если устройство оказывается не защищено паролем, этот сотрудник подлежит увольнению.
Такие крайние меры часто (и, разумеется, анонимно) описываются работниками компании, как ненужные и раздражительные. Особенно страсти бушевали, когда один из подрядчиков Apple в Китае потерял прототип iPhone, и, в последствии, не вынеся вины, покончил с собой… Тем не менее, большинство работников Apple понимают ценность и необходимость конфиденциальности. Никто не жалуется на невероятный ажиотаж, что компания вызывает в СМИ. Воз, не стесняющийся критиковать старого друга, говорит: “Хорошо, что Apple ужесточила контроль. Ведь это подогревает интерес — ведь новый продукт должен быть новым!”
Противоречивый характер
Разумеется, компания Apple не добилась бы таких высот, если бы Стив Джобс обладал лишь плохими чертами характера. Он – весьма сложный человек. Как видно из его публичных выступлений, людей больше всего поражает то, каким милым он может быть, когда захочет. Его сотрудники убеждались в этом каждый день. Эти противоречивые качества, уживающиеся в Джобсе, получили название «качели ‘герой-мудак’». Это термин придумали в NeXT для описания работника, имеющего способность переключатся с «профана», чья работа являлась бесполезным дерьмом», на «гения», оказавшегося превратить это дерьмо в конфетку. Это просто сводило некоторых с ума. Те же, кто вытерпел, — до сих пор работают со Стивом, некоторые даже в списке высшего руководства.
Причины этому кроются в самой противоречивой природе характера Стива. Бывший исполнительный директор Apple Гил Амелио так отзывался о характере и сменах настроения Стива: "Так уж оно получилось с ним — его настроение колебалось от и удивительно приятного и вдумчивого расположения духа, к состоянию крайнего гнева или уныния, сводившему на нет любой рациональный диалог. Причём вариаций его настроения такое множество, что я никогда не знал, с кем я буду иметь дело!" То же самое можно сказать и о знаменитой переменчивости Стива: “Он может резко передумать, полностью переменив мнение о чём-либо” – говорил о нём сотрудник, пожелавший остаться анонимным. “Это очень странное качество. Он может сказать: «обожаю белый, белый — самый лучший цвет!». А спустя три месяца сказать: «белый – не лучший, чёрный – лучший!». Он не смиряется с ошибкой, он просто избавляется от неё, она испаряется». Для него это происходит бессознательно. В романе его сестры о нем, «Обычный парень» («A Regular Guy»), девушка героя Тома Оуэнса/Стива Джобса говорит о нём: “Он такой. Он просто забывает”.
Однако не во всём Стив так бессознателен. Некоторые его поступки полностью преднамеренны: "Стив может довести человека до слез," – рассказал бывший директор NeXT Пэт Крецин, — "но это не потому, что он подлый, а потому, что он абсолютно целенаправлен, почти маниакален в своём стремлении качества и совершенства". Джон Скалли добавляет: "Он обладал врожденной способностью извлечь лучшее из людей". Даже Стив признаёт это: "Работа у нас будет нелёгкой. Мы берём всех этих отличных людей и даём им толчок, чтобы сделать их еще лучше".
Вдобавок к этому амплуа героя/мудака, у Стива есть метод публичного разноса. Если команде не удавалось выполнить задачу, кто-то опоздывал или просто не соответствовал его стандартам, он просто приходил к ним, спрашивал имена и как-нибудь публично унижал или даже увольнял их на глазах у остальных. Многие сотрудники Apple были свидетелями таких событий, но все они понимают, на что рассчитывал их генеральный директор. Недавний пример – Стив публично уволил нескольких членов команды MobileMe после постоянных проблем, возникших при запуске их продукта.
Если коротко – то обзывать, а затем льстить – это метод мотивации от Стива Джобса. И, несмотря на то, чему учат в школах менеджмента, такая стратегия работает. Когда Стива Возняка спросили о характере его друга, он ответил: “Если говорить о Стиве, как о человеке — подарил нам множество отличных продуктов. Однако он и не гнушался посягать на личную порядочность и личную честность других людей, не уважал даже тех, кто усердно работает, мог просто подойти и сказать: «О, это просто дерьмово!». Однако это компенсируется всем тем хорошим, что он принёс в мир”. Жан-Луи Гессэ, бывший исполнительный директор Apple, который сыграл немалую роль для отставки Стива в 1985-м году, сказал: “Демократы не делают отличные продукты. Нужен тиран”.
Что невозможно переоценить – так это безудержное обаяние Стива. Он мог быть самым убедительным из людей, если захотел заполучить в компанию человека, считающегося лучшим в своём деле. Одним из примеров является история Энди Херцфилда – бывшего сотрудника NeXT. Когда Стив захотел привлечь Энди в свою команду, он сказал тому: «Эй, я слышал, ты – самый лучший дизайнер на планете». Иногда же Стив наоборот, он был очень жёстким: инженер Боб Бевиль вспоминает, как Джобс пытался выманить его из Xerox в 1982 году со словами: «Я слышал, что ты — лучший, но всё что ты сделал до сих пор – дерьмо. Приходи работать на меня».
Журналисты также не раз становились объектами такого неоднозначного отношения Стива, поэтому, оно тщательно задокументировано. Редактор Рич Карлгаард из Wall Street Journal и Forbes, планировавший написать о провале NeXT, рассказал: «По телефону мистер Джобс постоянно угрожал, в том числе предупреждал “постоянно быть на стороже” и, как ни странно, “не ездить на велосипеде одному в тёмное время суток”». Но, тем не менее, он также признался: «Америка любит Стива Джобса. И я тоже, хотя и не должен». Это одна из особенностей характера Стива – он предлагает не иметь с ним никаких дел. Несмотря на то, что он считает всех журналистов насекомыми, они всегда рады получить от него интервью.
Стив смягчился?
Когда Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году, все удивились, увидев, что их ужасный управляющий, ранее вселявший страх во всех, теперь смягчился, став терпеливее и вдумчивее. Например, сотрудница Pixar Памела Кервин сказала о нём в 1997 году: “Раньше он перебивал вас уже после первых трёх слов, и сразу вставлял: «Хорошо, вот как я бы это сделал». Теперь всё по-другому. Он намного больше слушает, он стал спокойным, зрелым”. Стив сам признал эти изменения, рассказав в интервью в 1998: “Нам как и раньше приходится увольнять людей из Apple, но сейчас мне тяжелее это делать. Гораздо тяжелее. Мне приходится их увольнять, потому что это моя работа. Но думаю я о них так же, как и 5 лет назад. И я думаю, что эти люди могут придти ко мне домой и сказать моей жене и детям, что я их только что уволил. Или это может быть один из моих детей через 20 лет. Это никогда не было для меня личным”. Эти изменения также описаны в романе Моны Симпсон «Обычный парень»: растущая семья и постепенный провал NeXT немного смирили его буйный норов. Тем не менее, многие утверждают, что разговоры о «смягчении Стива» — полная чушь. Так утверждает, например, Алан Дёйчман в своей работе «Второе пришествие Стива Джобса» («The Second Coming of Steve Jobs»). Он также утверждает, что большинство сотрудников не просто не считают, что ситуация улучшилась со времён NeXT, — они говорят, что в Apple гораздо хуже. В NeXT часто шутили: “ты вставляешь свои пять центов, а Джобс – свои 50 долларов”. Так или иначе, наиболее достоверным источником является друг Джобса Джон Варнок, как-то сказавший в интервью: «за годы NeXT он слегка смягчился, но теперь же всё по-другому».
Рабочие привычки Стива.
Что Стив делал в Apple? Чем же Стив занимался в Apple? «Моя работа состоит в том, чтобы размышлять, встречаться и работать с людьми, а также читать e-mail», — сказал он.
Типичный трудяга.
Стив не раз описывал в интервью распорядок своего обычный рабочего дня. Он говорил, что все его данные хранятся на сервере и с собой он ничего не носит. Он может легко получить доступ к ним прямо со своего домашнего компьютера, так что дом для него тоже офис. Он добавил: «Когда я не на встречах, в основном я работаю с почтой. Так что я начинаю работать немного раньше, чем просыпаются дети. А затем мы завтракаем, доделываем домашнюю работу и отправляем их в школу. Если мне повезёт, то я остаюсь дома и работаю в течение часа, потому что у меня много работы, но потом всё равно приходится приезжать в офис. Обычно я приезжаю туда около восьми или девяти часов». Так же он сообщил, что может позвонить кому-нибудь даже поздно ночью, если у него появилась отличная идея и ей нужно срочно поделиться (особенно после появления iChat). Поэтому можно заключить, что он работает почти весь день, но это не значит, что он весь день в офисе. Кроме того, он очень заботится о семейных обязанностях: когда Мария Шрайвер пригласила его на церемонию включения его в Калифорнийский Зал славы, он отказался потому, что тот вечер он планировал провести с семьёй (тем не менее, Стив пришёл). Таким образом, семья сильно повлияла на то, сколько времени Стив уделял работе. Впрочем, такое происходит с многими предпринимателями.
Чем занимался Стив
“В самом начале я занимался всем: документация, продажи, поставки, подметание полов, покупка чипов… список можно продолжить. Я собирал компьютеры своими руками. Индустрия росла и развивалась, а я продолжал делать всё это”. Это и есть путь Стива – он до самых последних дней очень активно участвовал во всех мероприятиях Apple, выходя далеко за рамки своих обязанностей на посту генерального директора.
Чутье и интуиция Стива Джобса
Как «верховный правитель» Apple, Стив определял направление развития компании. Для этого требовалось как чутко прослеживать тенденции индустрии, так и проявлять свои личные качества. И именно в этих аспектах проявлялся истинный гений Джобса. Стоит напомнить, что у него нет образования ни в менеджменте, ни, конечно же, в инженерии. Однако же многие инженеры удивлялись тому, какие взвешенные решения ему удавалось принимать и успешно притворять в жизнь, основываясь на его инстинктах. Стив Возняк как-то говорил об этом: "Стиву удалось соединить воедино маркетинг, технологии и финансы. Он понимал, что в сфере технологии хорошо, и что понравилось бы людям. Удивительная ситуация. Спроектировать компьютер он не мог — он не был ни дизайнером, ни программистом — однако же, он понимал в этих сферах достаточно, чтобы сказать, что хорошо, а что плохо". Билл Гейтс однажды признался, что именно этому качеству Стива он больше всего завидовал: “Я бы многое отдал, чтобы обладать вкусом Стива. Я отличная интуиция что касается людей продуктов компании. Решения, которые лично мне казались чисто инженерными, Стив решал с точки зрения «люди-продукт», и для меня сложно объять это. Стив принимает решения, полагаясь на своё знание желаний людей. Для меня это очень сложно. Он всё делает не так как все и это просто удивительно”. Эта способность стала решающим фактором в восхождении Джобса на вершину технологичных новинок. Таким он был с самого начала своего пути, как будто эта способность врождённая.
С кем работал Стив
Очевидно, основную часть работы Стив делал со своей командой исполнительных менеджеров. Кроме них, пожалуй, никто более не сталкивался с ним напрямую в работе. “Невозможно работать одновременно с 10,000 людей. Систематически по работе я общаюсь с пятью десятками людей в компании. Ну, может, с сотней”- рассказывал Джобс.
Однако он всегда хорошо знал своих работников. Он был знаком с большинством программистов и дизайнеров, и знал, чем они заняты в компании. Если ему что-то было нужно, и он чётко знал, кто с этим справится, он поднимал трубку и лично обращался к конкретному работнику. В этом смысле иерархией он пренебрегал. В Apple иерархия всегда была весьма проста, всего шесть уровней отделяли рядового работника от «iЛидера». Ещё одной из его знаменитых привычек было неожиданно появляться в каком-либо из отделов компании и спрашивать работников, над чем они в тот момент работали. Это заставляло сотрудников всегда выкладываться по полной в работе, даже когда руководства не было рядом. “бывало, его подолгу не видно”- говорил один из бывших инженеров компании. “Но вы всегда знаете, что он может появиться в любой момент, он всегда где-то рядом. Вы всегда понимаете, что то, что вы делаете, может понравиться ему, а может и не понравится. Я имею в виду, что он может не знать вас. Но он точно знает, что вы должны делать. И что вы делаете. И знает, нравится это ему или нет.”
Членов своей руководящей команды топ-менеджеров Стив всегда считал исключительно компетентными во всех вопросах, и потому без сомнений мог доверить им часть своей работы. И они всегда были важными советчиками Джобса по целям компании: “Часто, люди не знают, чего хотят, пока ты им не покажешь. Вот почему многим в Apple платят кучу денег – они должны всем этим руководить”.
Стив всегда славился своим критерием отбора персонала – он нанимал тех, кто являлся лучшим в своей сфере. “Я всегда думал и думаю, что если ты делаешь что-то вдвое лучше, чем остальные, — ты феноменально хорош” – однажды сказал он. “Лучшее обычно на 30% лучше среднего. В работе я понял, что Воз, например, был раз в 25-50 лучше остальных. Я также понял, что такие люди настолько хорошо делают своё дело, что их невозможно было бы заменить 50 других. Они справлялись несравненно лучше”. Такой элитаризм Стива являлся ещё одной отличительной чертой его манеры руководства. Так он привлекал светлые умы и удерживал их щедрыми опционами.
Влияние Стива на Apple
Что конкретного создал Стив Джобс в Apple? Он ничего конкретного не создал, он создал просто всё
Бывший исполнительный директор Apple Джон Скалли о Стиве в проекте Macintosh.
Эта компания вплетена в его ДНК. Когда он вернулся, всё стало на свои места. Вернулся отличный дизайн, внимание к потребителю, разработка просто классных продуктов
Хайди Ройзен, одна из долговременных деловых партнёров Стива.
"Mac – это выражение его творческого порыва, а Apple – это отражение самого Стива"
Ларри Эллисон, один из лучших друзей Стива.
Разумеется, Apple – большая компания, в которой работают множество первоклассных специалистов. Но сердцем и душой этой компании, неисчерпаемым источником её вдохновения и творческого порыва всегда был Стив Джобс.
Apple «унаследовала» и качества своего отца-основателя:
Чувство эстетики
Стив всегда добивался высочайшего качества во всех продуктах Apple – как программном обеспечении, так и «железе». Такой подход распространялся на всё, начиная с пластикового корпуса компьютера Apple II. Его чувство дизайна, то, что он сам называл “вкус”, на самом деле совершило переворот в мире технологий.
Другим аспектом этого чувства эстетики была концепция Стива о слиянии технологий и искусства: “Никогда не думал об этих вещах раздельно. Леонардо Да Винчи был как великим художником, так и великим учёным. Микеланджело знал всё о том, как добывать камень в карьере. Дюжина лучших компьютерных учёных, которых я знаю, — музыканты”. Он никогда не разделял учёных в сфере компьютеров и художников; так повелось ещё со времён Macintosh.
Перфекционизм Джобса
Стива устраивает только когда все сделано идеально (эта привычка распространяется и на его личную жизнь). Такая высокая планка совершенства часто просто сводит работников с ума, но она, в то же время, стимулирует их на напряжённую работу, нацеленную на наивысшие результаты. Если работник не удовлетворяет требованиям Стива – тот не примнет его уволить, и за это Джобса часто критикуют. Однако у него всегда были отличные отношения со светлыми умами – ведь они разделяли его тягу к совершенству.
Удивительным примером такого перфекционизма может служить то количество проектов Apple, что были начаты, но отменены в последний момент. Известно, что таким образом был отменён выпуск наладонников — персональных электронных помощников от компании Apple, а также набор веб-сервисов. Оригинальный iMac, магазины Apple, iPhone, и планшет от Apple в своё время также были кардинально пересмотрены.
Результатом такого подхода является то, что компания Apple не выпускает плохих продуктов. Об этом Стив напомнил журналистам в 2007 году: “Мы не можем создавать плохого. Мы просто не можем этого сделать”. Он от лица компании отказывается производить продукты, которые бы не использовал сам.
Его высокомерие
Чего никогда не было в характере Стива – так это скромности. Как сказал один из сотрудников Apple: "Стив всегда самый умный среди всех. И знает это”.
Компания Apple унаследовала и эту черту. Перефразируя цитату, приведённую выше: Apple создаёт лучшие в мире продукты, и знает это. Стив является первым, кто проповедует эту концепцию: “он присваивает себе лидерство, высмеивая конкурентов Apple, которых называет посредственностями, злом и – что хуже всего – безвкусицей.
Надменность Apple также проявляется и в рекламе, которая, конечно, по большей части основана на видении Стива. Pentium, например, был изображен в виде улитки, показывая то, что он медленный. Рекламная компания «Переход на Intel» (“это – чип Intel – многие годы он был заключён в PC, внутри маленьких скучных коробочек, послушно выполняя маленькие задания, в то время, как он мог бы сделать столько великого… с сегодняшнего дня чип Intel свободен, и будет жить внутри Mac”). Да и вообще вся кампания Mac PC является ярким примером такого поведения компании.
Стоит отметить, что такое поведение также подогревает интригу и страсть к продуктам компании, как у пользователей, так и у работников Apple. Учитывая то, что у неё всё ещё есть процент доли рынка персональных компьютеров. Журналист Дэвид Плотников писал: “рождение Mac было просто невозможно без этой запредельной уверенности”.
Стив в Pixar
До слияния Pixar и Disney в 2006 году, Стив Джобс также занимал должность исполнительного директора анимационной студии. Что примечательно, его работа в Pixar сильно отличалась от его работы Apple или NeXT. За первое десятилетие его управления студией Pixar, он был сконцентрирован на NeXT, считая Pixar своим хобби. Эд Кэтмюл и Эли Рэй Смит приезжали в Редвуд-сити, чтобы рассказать Стиву о том, как шли дела. Так продолжалось до тех пор, как пришёл великий успех мультфильма «История игрушек». Компания вышла на биржу и Джобс стал уделять управлению ей всё больше времени.
Однако его «аура» в Pixar всёже была другой, нежели в его компьютерных компаниях. В сфере индустрии персональных компьютеров его считали гением и великим фантазёром, но для сотрудников Pixar он был всего лишь владельцем компании, ну а лидерство безоговорочно принадлежало Кэтмюлу и Лассетеру. Таким образом, в Pixar вкладывать свои взгляды он не мог.
После возвращение Стива в Apple, он бросил все свои силы на развитие «фруктовой компании», и дела пошли вновь так же, как было до «Истории игрушек». Стив не занимался производством фильмов, он разрабатывал бизнес-стратегию для Pixar. Он вывел компанию на биржу, заключил большинство контрактов с Голливудом, а также занимался организацией возведения кампуса компании в Эмервилле. Однако приоритетом для него всегда была Apple, а не Pixar. Режиссёр Брэд Бёрд описывал руководство Pixar в лице триумвирата Кэтмьюл-Лассетер-Джобс, как «Отец, Сын и Святой Дух».